Язык запросов MDX

 


 

 

 

Объектная парадигма провалилась

 

 

оригинальный текст - Ричард П. Гэбриэл

 

перевод - Александр Майборода

 

 

 

 

 

Что это такое вообще — провал парадигмы программирования? Парадигма терпит неудачу, когда содержащийся в ней посыл утрачивает адекватность, или когда приверженцы парадигмы продолжают держаться её вопреки здравому смыслу. Причиной утраты адекватности являются сильно изменившиеся требования, предъявляемые к программному обеспечению в XXI веке, и так называемые усовершенствования в ОО, перечеркнувшие его первоначальные преимущества. Одержимость ООП переросла в продвижение частного решения в качестве панацеи от всех проблем, связанных с программным обеспечением, превратившись в идеологическое оружие, целью которого была промывка мозгов людям на улицах. Утверждение «всё суть объекты» подразумевает универсальность ОО, а утверждение «объекты моделируют реальный мир» говорит о привилегированном положении ОО. Весьма заманчивое приглашение к единообразной точке зрения, приводящее к замораживанию исследований и разработок альтернативных парадигм.

 

Когда-нибудь все программное обеспечение, которые мы уже написали, будет иметь нулевую ценность. Мы пережили три компьютерные эры: первая — кодирование в машинных кодах; вторая — ассемблеры, интерпретирующие программы и ранние компиляторы; третья — эра императивного, процедурного и функционального программирования, языков, ориентированных на компиляторы. И вот, наступила четвёртая эра — объектно-ориентированного программирования. Все четыре эры были ориентированы на программы, работающие на одном компьютере. Хотя такие системы и сейчас представляют ценность, всё возрастающая сложность систем приведёт к тому, что они будут состоять из сотен тысяч или даже из миллионов различных компонент, приложений, служб, сенсоров и приводов, работающих на различном оборудовании, написанных разными производителями, так что не было бы ошибкой сказать — никто не знает, как это всё работает. В старом мире мы фокусировали своё внимание на эффективности, ограничении используемых ресурсов, производительности, монолитных программах, отдельных системах, программах «одного автора» и математических моделях. В новом мире на первый план выходят устойчивость, гибкость, адаптируемость, распределённые системы, программы коллективных разработчиков и биологические (взятые из жизни) метафоры в вычислительной технике.

 

Конечно, ОО-подход представляет собой мощный инструмент, используя который, можно понять и обустроить системы в новом мире, но он не может быть единственным инструментом. В будущих системах ненадёжность (многих компонентов в целом) станет обычной, сложность выйдет за пределы поля зрения, и строить системы на тщательно «вылизанном» коде станет нереально. Это похоже на город: кирпичи важны для постройки зданий, но вся разношёрстная гамма применяемых строительных материалов и компонент, и людей, которые ими занимаются — разных культур, мировоззрений, возможностей и талантов, приводит нас к мысли, что тип мышления одними только «кирпичами» не будет работать в масштабах города. Кирпичи слишком ограничены, и обстоятельства, в которых они могут применяться, тоже слишком ограничены, чтобы использоваться в качестве модели для построение чего-то такого же разнообразного и непредсказуемого, как город. Более того, город сам по себе тоже не является конечной целью, поскольку он, в идеальном случае, суть «гуманитарное образование для активности человека», понимание этого требует введения дополнительного уровня сложностей и связей. Применяя эту метафору для разговора о компьютерных системах будущего, будет справедливо заметить, что ООП сегодня находится на «уровне кирпичей».

 

Современные тенденции в ИТ принуждают к единообразному подходу, в рамках которого предполагается, что одна парадигма устроит всех во всех ситуациях. Но, даже стараясь изо всех сил, приверженцы ОО не могут предоставить убедительное итоговое решение, подходящее для всех без исключения. У парадигмы ОО на самом деле нет привилегированной позиции. Поэтому разработчики Java, к примеру, вместо того, чтобы использовать уже существующие компоненты, решают включить в своё решение всё, что «может понадобиться», чтобы весь компьютерный мир оказался охваченным Java.

 

Объекты, введённые дизайнерами таких языков, как Smalltalk и Actors — задолго до C++ и Java — были созданы для моделирования сложных, динамичных миров. Среда программирования в Smalltalk была создана с использованием его же самого, и является расширяемой для программистов-разработчиков. Поскольку философия динамических изменений была частью «мировоззрения» языков, созданных после Simula, языки и среды того времени были весьма динамичными.

Примечание переводчика: для тех кто не знаком со Smalltalk, будет интересно узнать, что при разработке программ в его среде, нет понятия этапов «дизайн-компиляция-исполнение» — изначально задуманный как интерпретирующий язык, со временем переросший в компилирующий во время исполнения (задолго до Java!), в конце концов стал «компилирующий и сохраняющий результаты компиляции до изменения программного кода», с оптимизацией. Трудности оптимизации в этом языке связаны именно с его динамичностью, объекты Smalltalk имеют ограниченный набор методов (в привычном понимании адептов С++), и всё что они «умеют» — посылать сообщения друг другу, соответственно программирование в Smalltalk сводится к «обучению» объектов реагировать на соответствующие сообщения. Причём новая реакция на новое сообщение может быть добавлена «на лету» во время исполнения программы (читай «добавление к объекту нового метода»). Однако были достигнуты приемлемые результаты оптимизации. При выпуске программы «в мир» из неё просто исключался за ненужностью модуль среды Smalltalk, поскольку программа отлажена и работает.

 

Но с приходом C++ и Java, динамичное мышление, воспитанное в духе ранних объектно-ориентированных языков, было практически полностью подавлено теологией статичного мышления, взятого из математического наследия, и взглядами на вычисления, восходящими к Чарльзу Бэббиджу, с мировоззрением, ориентированным на всеведение и всемогущество.

 

В результате мы пришли к тому, что объектно-ориентированные языки поддались влиянию статично мыслящих разработчиков, которые поставили тщательное планирование выше приспособляемости программ во время исполнения, ранние решения выше поздних, и «мудрость» компилятора выше умения обработки ошибок и восстановления.

 

Вместо статичных типов, точных интерфейсов и математических обоснований, появилась острая необходимость в самоорганизующихся механизмах, способных к самопроверке и различной реакции на ошибки, в управляемых системах, общая сложность которых будет лежать за пределами понимания одной личности.

 

Кто-нибудь может подумать, что подобный постмодернистский шаг приведет к положительным последствиям, но, в отличие от Perl, подобная комбинация привела не к сложению, а к вычитанию — как будто бы ОО могло стать лучше при вырезании из него самой сути. Это могло бы сработать в книжных примерах, но идея программирования — не учить, а строить.

 

Частный коммерческий успех объектов, и наш бурно развивающийся в последнее десятилетие роман с большим бизнесом, вылились в остановку изучения и разработки альтернативных языковых подходов и парадигм в компьютерной науке. Научные и промышленные сообщества отступили от исследований в сфере языков, пожиная лёгкие плоды с дерева ОО. Безумие большого бизнеса конца прошлого века ослепило исследователей и привело к тому, что на их взгляд, то, что существует в сфере ООП сегодня, настолько близко к идеалу, что это бесспорно. И если когда-нибудь и было время, когда Куновская «нормальная наука» доминировала в вычислительной технике, так именно в этот период (Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» показал, что принятие единой парадигмы, в конце концов, обязательно приведёт к новой революции).

 

Я на собственном опыте перенёс это. До того, как я ушел изучать поэзию в 1995 году, моя карьера исследователя вращалась вокруг языка программирования LISP. Когда я вернулся в 1998, я обнаружил, что моя область исследований оказалась уничтоженной. Я был вынужден искать новые способы зарабатывания на жизнь в рамках новой экологии компьютерного мира, созданного языком Java, который деловито перестраивал мир программирования по своему образу и подобию.

 

Smalltalk, Lisp, Haskell, ML и другие языки зачахли, в то время когда C++, Java и ее почти что клон C# стали единственными языками, достойными внимания. Малые языки вроде Tcl, Perl и Python ещё собирают своих приверженцев, но не демонстрируют значительного прогресса как в языке, так и в системном дизайне.

 

Итак, мы пришли вот к чему:

 

1.     сложившийся объектно-ориентированный поход неадекватен требованиям вычислительных процессов будущего;

2.     объектно-ориентированные языки потеряли простоту, а можно сказать и чистоту, которая особенно их отличала и была источником их выразительной силы и творческой мощи;

3.     предполагалось, что такие мощные концепции, как инкапсуляция, должны спасти людей от самих себя при разработке программ, но инкапсуляция не срабатывает в ситуациях, где необходимо использовать глобальные свойства, или когда необходимо развитие программы или ее коренная перестройка. Концепция открытого исходного кода лучше справляется с подобной ситуацией. Похоже, что только модульность — разбиение на составные части так, чтобы люди могли их понять — вот что действительно важно в инкапсулировании;

4.     объекты обещали повторное использование, однако мы не наблюдаем больших достижений в этой области;

5.     несмотря на ясное понимание пионерами ОО природы разработки программ, нынешнее поколение их преемников более озабочено философией тщательного планирования, монументального дизайна, идеей охватить всё, «всеведением», взятым из теологии Бэббиджа;

6.     эйфория, порождённая объектами в ранних 1990, вела к ожиданию чудес, которые могли бы стать возможными при незагрязнении статичным мышлением, когда же нынешние разработчики ПО оказываются не в состоянии добиться желаемого, рушатся и возмутительные планы этих бизнесов, результатом чего является нынешняя рецессия;

7.     объекты требуют программирования методом создания общающихся сущностей, это означает, что программирование осуществляется путем построения структур, а не языковых выражений и описаний с помощью форм, что часто приводит к несоответствию языка предметной области;

8.     объектное проектирование похоже на написание рассказа, в котором создаётся мир, где объекты разговаривают и взаимодействуют между собой. Это приводит людей к выводу о легкости обучения объектно-ориентированному программированию, хотя фактически это стало трудно, как никогда.

9.     те, кто пришли в восторг от ООП, заслонили дорогу и не сходят с неё, не давая другого выбора — не по злому умыслу, а от богатства — и вот, ресурсы, которые могли быть использованы для альтернативных исследований, иссякают. Но однажды их богатство исчезнет, поскольку будет растрачено на сталкивание с дороги других.

 

В конце концов, никто не агитирует менять то, как мы работаем с объектами и объектно-ориентированными языками. Нет, просто необходимо разнообразие, необходимо работать над новыми парадигмами, чтобы «дать расцветать тысячам цветов». Самовосстанавливающиеся, распределённые и сложные системы, самоорганизующиеся, адаптирующиеся, растущие по крупицам как живые организмы, использующие статистическое поведение, эволюционирующие, использующие избыточность ради безаварийности — систем, в основе которых могут быть ещё сотни различных перспективных идей и подходов, о которых мы еще и не думали — всё должно быть позволено и поддержано для движения вперёд.

 

Сейчас самое время для определения новой и смены старой парадигмы. Часто новое вообще не выглядит научно, или рационально, статьи и разговоры, объясняющие новые идеи могут звучать как пропаганда, как фантастика, или даже как поэзия; действительность же играет большую роль, чем теоремы или точные результаты. Можно сказать, что это не будет наукой в нашем привычном понимании.

 

В свете всего вышесказанного, можно с уверенностью заявить, что объектная парадигма обманула наши ожидания.

 

 

 


 

С.П. Капица.   Кому должна принадлежать интеллектуальная собственность?

 

Программа - генератор самоподобных случайных процессов

 

Идеологические мифы XXI века

 

Немного поэзии

 


 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz